Пара слов об отношении в Словении к особенным детям

Понятно, что к особенным, значит - с особенностями, и особенности эти, как правило, не со знаком "плюс". Хотя, опять же, всё зависит от точки зрения.

В те времена, что я не считаю интеллект самым стОящим в человеке, я считаю самыми большими счастливцами на планете именно таких, особенных, детей и людей. Кто-то скажет, что они ограничены, а я скажу, что они свободны, они даже не знают, что такое условности, а о том, чтобы заморачиваться по их поводу, переживать из-за того, что о них кто-то там подумает, вообще речи не идёт. Одни скажут, что их родителям выпало одно из самых тяжёлых испытаний, что только возможны, а я скажу (имею права, я ведь и есть один из тех самых родителей), что зато у нас перед глазами всегда есть пример уникального восприятия жизни и такого счастья, что обычным людям просто несвойственно.

Но перейдём к сути, которую я хочу продемонстрировать на сравнении. Что мы имели в России и что мы имеем в Словении, являясь родителями ребёнка с аутичными чертами и всеми вытекающими отсюда последствиями (неадекватность поведения, невосприятие обращённой речи, неразвитость собственной речи, необучаемость, сложность социализации и т.д.)?

Медицина в России. За семь лет ни одного адекватного и задокументированного диагноза, ни одного нормального направления на обследования. Всё либо далеко не с первого раза, либо со скандалами, либо платно. Нужен логопед? Вперёд, найдите, наймите, платите! Нужно обследование, направление к неврологу? У нас есть более нуждающиеся пациенты, а вы сами выкручивайтесь, ищите контакты, обращайтесь в частном порядке и делайте всё за деньги. Остеопат? Пожалуйста, за 2500 рублей/сеанс. Нужно МРТ? Ищите, платите! Подозрения на аутизм? Ну поищите сами, куда можно по этому вопросу обратиться, обследоваться, проконсультироваться, мы никуда вас направить не можем. Томатис? Да, конечно, базовый курс за 30 тыс. рублей. Точка!

Медицина в Словении. Это сразу же назначение осмотра, тестирование у психолога, психиатра и невролога. Без какой-либо спешки и неразберихи. В результате - развёрнутый диагноз, направление в Институт исследования аутизма и направление в коррекционную школу, где есть соответствующие потребностям ребёнка программы, специалисты, логопеды, психологи и т.д. Ещё нам выдали специальную литературу в образовательных целях. Всё бесплатно!

Образование в России. Хм, про садики говорить не буду, там порою такие тёти работают, что нормальных-то детей убить готовы. А в школах бывает индивидуальное обучение, это в обычных. А ещё есть спец.школы, о которых родители, учившихся там детей, почему-то говорят с неприязнью, как будто это позорное клеймо на всю оставшуюся жизнь и для детей и для них самих. Нам же по достижении 8 лет светило попадание в интернат, расположенный в Ростовской области (т.е. не в городе), хотя вроде бы всё это дело добровольное и выбор никто не отменял.

Образование в Словении. Только в одной Любляне (напомню, население чуть больше 200 тыс. человек) есть 4 специальных школы с разными программами, под разные нужды.И меня заверили, что в каждом более-менее крупном городе Словении хотя бы одна такая да имеется. И это просто школы, в смысле не интернаты, куда на полный пансион сдаёшь своего ребёнка. Работают в таких заведениях люди с огромным сердцем, очень терпеливые и заботливые, по-настоящему любящие детей. А оборудованы эти школы так, что, наверное, даже сотрудники головного офиса Гугла обзавидуются. Дети там проводят полный день, с 8.00 до 16.00. Кормят два раза в день. Возят детей в походы, на пикники, в зоопарк, на фестивали, в театры и кино. У школ есть собственный транспорт, собирающий и развозящий детей. Родители имеют право оформить компенсации всех сопутствующих обучению детей расходов - питание, бензин, проезд на общественном транспорте.Обучаться (или интересно проводить время под присмотром специалистов) в таких заведениях можно до 26-летнего возраста.

Общество в России. Ну что сказать?! Малообразованное и бескультурное в основной массе российское общество ни капли не упрощает жизнь тем, кому и так не особенно легко. Я всё понимаю. Я понимаю, что такое неудобство. Но я так же и понимаю, что и у неудобных детей есть право дышать свежим воздухом, гулять по городским улицам и играть на детских площадках. А ещё я понимаю, что немного более эмоционально реагирующий на происходящее и немного менее подконтрольный, чем все остальные, ребёнок по факту не наносит окружающим никакого вреда, чего не скажешь о битом стекле на детских площадках, сигаретном дыме на остановках общественного транспорта, загаженных лавочках в парках и пьяных упырках, орущих летней ночью во дворе и не дающих никому спать.

Общество в Словении. Наверное, правильнее всего охарактеризовать происходящее здесь так - человеческое отношение по максимуму компенсирует то, что недодала природа. Инвалиды здесь не ущербны,это полноценные члены общества. Их видишь на каждом шагу, каждый день костыли, коляски - неотъемлемая часть городского пейзажа. И детей с  синдромом Дауна, с Аспергером и чем-то ещё из этой области здесь никто по загородным интернатам не прячет. И никто не показывает на них пальцем - они такие же как все, только другие. И у них есть всё, чтобы чувствовать себя комфортно, и чтобы точно так же себя чувствовали их близкие.

Вот и всё:)

Комментарии