Бизнес и ничего личного

По работе да и по жизни мне приходится видеть множество по-разному устроенных бизнесов, возглавляемых людьми с разными картинами мира, психотипами, характерами. То, что я вижу наиболее часто - это два полюса. Первый - тот самый бизнес про "ничего личного". Занимаются им люди-танки или "люди в танке", такие, которым дела нет до того, насколько этично то, что они делают и как они это делают, они с лёгкостью пропускают мимо себя нацеленный на них негатив, обманывают не краснея и впаривают не задумываясь. Идеальные продажники, могут продать кому угодно что угодно и совесть их не шелохнётся, если придётся отобрать у кого-то последнее либо продать человеку откровенное говно. Почему далеко не всегда приятно иметь дело с успешными, крупными бизнесами и возглавляющими их людьми? Вот поэтому. Потому что возглавляют их настоящие акулы, или кто похуже. А кто ещё способен выживать и процветать в высококонкурентной среде? Только самый страшный хищник, либо паразит.

Второй полюс - идеологический, или идиллический, или утопический. Там пытаются ютиться люди идейные, принципиальные и ищущие для себя максимального душевного комфорта, гармонии со своей совестью и профессиональной гордостью и честью. Почему пытаются? Потому что всё это зачастую скатывается в нищебродство. С этими мы работать не будем, они нам не нравятся. С теми мы бы поработали, но они заказали какой-то отстой, мы такую хрень делать не будем. Пока одни слишком разборчивы, другие  прокладывают локтями и зубами путь наверх, нарабатывают портфолио, собирают клиентскую базу, зарабатывают деньги в конце концов. Ну вы поняли, хрен бы Ленин со всем своим ораторским мастерством поднял бы самую внушаемую часть русского народа на революцию, если бы не спонсорские бабки. А доктор Хаус, не смотря на весь свой суперпрофессионализм, никому кроме Кадди не нужен был со всеми своими закидонами. Для успеха и востребованности просто быть крутым в своей сфере зачастую недостаточно.

А ещё есть нормальный бизнес, его не так много, но есть. Это как раз тот самый бизнес, с которым и дело иметь приятно, и который не только работает, но и зарабатывает. И в основе его, помимо прочего (профессионализма, клиентоориентированности, наличия сильного УТП...), лежит компромисс. Гнуть свою линию или перегибать палку дозволено далеко не каждому, и возглавляющие такой бизнес ребята это прекрасно понимают, равно как и то, что не может всегда всё быть так, как они хотят и как им удобно. Они не лезут в явную грязь и откровенное дерьмище, но и от денег не отказываются, даже если клиент не идеален или заказ не супер интересен. Это не психопаты-продажники и не философы-нищеброды, это нормальные бизнесмены, любящие своё дело, заботящиеся о клиентах и при этом умеющие считать деньги, понимающие, как здесь всё устроено, и не разделяющие позицию, что художник должен быть голодным.

Зачем я это написала? Затем, что мне нравятся идейные люди, такие, для которых их дело - их детище, кого вштыривает от того, что они делают. Именно такие люди нередко делают действительно что-то полезное, важное, нужное и крутое. Но им-то как раз сложнее всех выжить в бизнес среде.

Вывод простой. Идеология не должна быть одна, она всегда должна быть в компании с прагматичностью и здравым смыслом.