ЗАКРЫТИЕ КОМПАНИИ В СЛОВЕНИИ И ПЕРЕХОД НА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОЙ КОСТ

На прошлой неделе я опубликовала интервью с моей подругой Сашей Кост о лечении Игоря, её мужа, в Словении от лимфомы Ходжкина. Тогда я пообещала, что вас ждёт продолжение истории Весёлых пиратов и рассказ о переходе на индивидуального предпринимателя в Словении. Знаю, что тема эта для многих актуальная. Поэтому вот, читайте, вникайте.
Саша, привет! Расскажи, как вы пришли к тому, что вам нужно переходить на s.p.?
Привет всем! Итак, как уже было сказано в первом интервью, мы стали настоящим стартапом, то есть проектом, у которого есть теоретический путь развития, теоретическая наработка контактов и чутка реальных клиентов. Чего было хоть отбавляй, так это уверенности в себе – полезная штука, но недостаточная ☺


Мы существовали как d.o.o. (словенский аналог Общества с ограниченной ответственностью), а это значит, что Игорь как директор получал раз в месяц себе заработную плату и отчислял необходимые суммы в различные инстанции (на пенсионное, медицинское страхование, в общем, приспевки). Но в нашей ситуации, когда заказы и, соответственно, их оплата нерегулярны и размер суммы на счету постоянно колеблется, это превратилось в настоящую нервотрепку. Приходилось постоянно следить за тем, чтобы к 15-му числу каждого месяца у нас имелась обязательная тысяча евро (примерно столько уходило на зарплату и обязательные платежи). В нашем деле, когда работа над проектом может длиться как неделю, так и месяц (ведь речь идет еще и о периодах согласования, в том числе и документов), стабильность в притоках денежных средств от клиентов отсутствует напрочь.
Ну и, конечно, раздражало то, что если деньги приходили, они могли падать на личный счет только в виде и размере зарплаты. А значит всё, что выше этой суммы, там и оставалось. В общем, жутко неудобная система в нашем случае.
К счастью, как раз к тому времени, как мы поняли, что надо с этим что-то делать, подоспел новый закон, по которому открыть S.P. (аналог российского ИП) мог любой человек, проживший в Словении легально всего год. Рабочего разрешения для работы под s.p. не нужно. Продление происходит просто на основании функционирования s.p. и наличия доходов не ниже прожиточного минимума. Прекрасно же! Мы обрадовались и начали процесс.

Расскажи, что и в каком порядке вы для этого делали?
Итак, 27 ноября 2015-го года (за три дня до своего увольнения из d.o.o.) Игорь зарегистрировал s.p.. А затем 1-го декабря 2015-го года написал заявление об увольнении и подписал его от лица сотрудника и нанимателя ☺ Затем мы должны были подать документы в суд на закрытие нашей компании (здесь вообще все такие дела через суд делаются) и к тому же поехать сдать своё рабочее разрешение на биржу труда. А потом наступили веселые времена, ну как же без них, правда?
Вот отсюда поподробнее, что за веселуха с вами приключилась?

Ситуация осложнилась в тот момент, когда Игорю потребовалось прекратить свою медицинскую страховку, оформленную на основании трудоустройства в d.o.o. и, соответственно, завести новую, уже на основании s.p. Но в ZZZS сказали, что не могут этого сделать, пока у него не будет единого разрешения на пребывание (enotno dovoljenje za prebivanje). Иными словами, ему нужно было сначала сдать карточку ВНЖ, которую ему выдали на основании работы в d.o.o. и затем податься на новую, уже на основании s.p.. Неприятная штука, но что поделать. В итоге в конце декабря Игорь подал документы на новую карточку ВНЖ.

Как происходило рассмотрение дела?
Ближе к середине января нам пришло письмо от консультанта, рассматривающего документы. Его звали необычно для словенца – Свен Энгельсбергер (Sven Engelsberger). Господин Энгельсбергер написал, что ему недостаточно информации о доходах Игоря, поскольку к заявлению мы приложили зарплатные листы за последние 3 месяца перед увольнением. И он попросил взять в налоговой выписку по приходам и расходам на s.p. за 2015-й год. Из-за того, что мы сменили юр. лицо и, соответственно, открыли новый банковский счет, платежи от клиентов задерживались – мы выставили новые счета на новые реквизиты, а там декабрь, все были расслаблены, далее длительные праздники в РФ. В общем, по цифрам в декабре все было очень грустно и за вычетом приспевок нам уже не хватало на прожиточный минимум.
Мы решили, что самое разумное в данной ситуации – обратиться к нашему консультанту напрямую и рассказать про ситуацию. Писали письмо мы на словенском (фактически, не зная его), старались использовать простые конструкции, переводя с английского, потом снова на английский, крутя и вертя по сто раз и проверяя ☺ Получилось более-менее неплохо, но затем мы решили его пожалеть и продублировали всё то же самое на английском с пометкой, мол, «чтобы не было недопонимания».

В итоге господин Энгельсбергер позвонил нам и сначала вежливо осведомился, предпочитаем мы общаться на словенском или же на английском. Мы выбрали английский (да, я знаю, решили играть на самой легкой сложности) и узнали, что он сможет выдать Игорю ВНЖ, если увидит на его частном счету вполне конкретную сумму (по-моему, это были 400 евро или что-то в этом духе). К счастью, в январе платежи по новым реквизитам уже начали поступать и эти деньги у нас имелись уже даже в момент разговора с господином Энгельсбергером. Мы ему об этом незамедлительно сообщили, он сказал «it’s just great!», приносите, в общем, банковскую выписку к нам в Еноту. Что мы, собственно, и сделали, а в первой половине февраля 2016-го года Игорь получил новую карточку ВНЖ.
Напомню, что мы все это делали для того, чтобы поменять медицинскую страховку. Но когда пришли, чтобы это сделать, нам сообщили, что вообще-то «Веселого Пирата» уже нет в базе (конечно, ведь он был закрыт по решению суда 18-го января 2016-го года), а страховка Игоря не действительна с 1-го декабря 2015-го, то есть со дня его увольнения ☺ Вот такая непродуманная система. И оформить страховку задним число они тоже не могут (уже на s.p.), потому что карточки-то не было нужной. При этом, когда консультант рассматривал документы Игоря, страховка у него была (ну, числилась в базе). То есть фактически Игорь был без страховки больше двух месяцев, с момента увольнения и до выдачи новой карточки.
А что у вас теперь с налогообложением? И вообще, как это всё устроено у предпринимателей?
Система жутко проста – мы платим 4% с поступающих на счет s.p. денег (это называется нормиранец. Если честно, я уже слегка забыла все правила, главное, что мы не должны превышать 50к в год (прим. уже 100 тыс., прим. от Саши - ура!). Это пока для нас нереальная сумма, так что все ок. А также мы платим приспевки, но есть приятная деталь: в первый год нам полагается 50% скидка на некоторые отчисления, а во второй год 30%. Мы выбрали нормиранное налогообложение, потому что оно выгодно для предпринимателей, у которых практически нет расходов на осуществление деятельности. Поскольку мы занимаемся производством разного рода видеоконтента, это как раз наша тема.
Ежемесячный платеж у нас состоит из:

1) Непосредственно приспевок (обязательных платежей) – примерно 230 евро.
2) Платеж бухгалтеру – нас ведет прекрасная Светлана Никишина, у нас индивидуальный тариф обслуживания, я могу его озвучить, если она не против.
3) Непосредственно налог (те самые 4%). Вот с этим пунктом немного кривовато. Дело в том, что налоги здесь платятся не по факту (например, раз в квартал, как в РФ, по итогам поступлений), а в начале года рассчитывается примерный доход на будущий год, из него высчитывается 4% и затем делится на 12. Таким образом мы платим налоги авансом за текущий год, в котором работаем. А по итогам его окончания считаем – если переплатили, разницу вернут. Если наоборот, даже побольше в итоге заработали, нужно будет доплатить разницу. Лично мне кажется, это очень не удобно. Лишние телодвижения. Но так принято, что же поделать.
В итоге сколько вы выиграли от перехода на нормированного предпринимателя?
Выходит, минимальный ежемесячный платеж у нас сократился чуть ли не в 3 раза, так гораздо спокойнее жить. Кроме того, все деньги, что приходят Игорю на счет s.p., мы можем тратить сразу – или непосредственно с этого счета (есть к нему карта), ну или же выводить к себе на счет физлица.
А как же теперь происходит продление? На что смотрят, если нет зарплатных листов? И нет ли проблем с воссоединением?
При продлении смотрят на годовой доход. Все поступления за 12 месяцев минус обязательные платежи. Суммы должно хватить из расчета в 300 евро в месяц на человека. Мне кажется, очень удобно. Причем, запрос в налоговую они делают сами, можно донести выписки со счета самостоятельно, но они не имеют права на них смотреть.
По крайней мере, мне так сказала консультант, которая занималась моими документами на воссоединение. В феврале Игорь получил новую карточку, а в апреле заканчивалась моя. Мы подали стандартный набор документов, но потом пришло письмо о том, что меня вызывают на собеседование.
Это было первое собеседование в вашем случае? Насколько я знаю, с этой ситуацией связано много всего интересного?

Ну а как же! ☺ В общем, все началось с того, что я получила приглашение на собеседование. Причем, вызывали и меня, и Игоря. Я вооружилась прекрасной Таней Филимоновой (в письме было указано, что если вы по-словенски не очень, то приведите с собой кого-нибудь) и пошла. Сначала вызвали меня. Начали задавать вопросы про то, где мы живем, сколько нас живет, у кого снимаем квартиру, сколько платим и все в таком духе. Спрашивали, в какие магазины я хожу, я рассказывала про спортивный зал, куда записана, про своего массажиста, про врача. В общем, они пытались определить, действительно ли я здесь живу и насколько хорошо ориентируюсь. А потом рассказали, почему вызвали. Дело в том, что в тот момент, когда Игорю отменили страховку по d.o.o. (напомню, что они ее отменили аж с 1-го декабря 2015-го задним числом), автоматически отменилась и моя. Поэтому, когда Игорь получил новую на основании s.p., надо было и меня прикрепить, но нам не сообщили об этом в компании, которая вела наш процесс перехода с d.o.o. на s.p..

В итоге узнала я о том, что страховки у меня нет, совершенно случайно – на приеме у семейного врача. Она нас знает хорошо (я уже хвалила ее в предыдущем материале), поэтому она просто сказала, чтобы я разобралась с ситуацией, а лекарства для меня выписала на имя Игоря. Но было бы совсем не круто, если вдруг в этот период со мной случилось что-то посерьезнее. В итоге, моя страховка не действовала с 1-го декабря 2015-го года вплоть до выяснения обстоятельств в начале мая 2016-го года.
И вот мы подходим к самому фееричному моменту в этой истории.
Да! Самое главное в этой ситуации то, как себя повела мой консультант в Управной еноте. Дело в том, что я была у нее на собеседовании во вторник, а в пятницу у нас был самолет в Москву. Мы хотели повидать родителей, ну и решить пару рабочих вопросов. Билеты брали еще в начале года, когда они дешевле всего, потому что думали, что полтора месяца на получение ВНЖ (обычно более 3-х недель не уходило) будет достаточно. Ну и я спросила ее, можно ли каким-то образом изготовить мне карточку в срочном порядке. Она сказала, что, к сожалению, такая услуга доступна лишь для граждан Словении. И сказала, что сделает пометку, но ничего не обещает. И… в четверг мне позвонила приятная девушка и сказала, что я могу приехать после обеда в Еноту и забрать свою карточку ☺ Двое суток на изготовление и транспортировку (карточки делают не в Любляне). А вы говорите, что словенцы медленные ☺

А какие еще вопросы были на собеседовании? Может быть, спрашивали что-то необычное?
Пожалуй, мне показалось слегка бестактным, когда консультант спросила, почему я пролежала в гинекологическом отделении сутки в прошлом году (я принесла все документы, что у меня были, в том числе, медицинские). Ну то есть вот сам факт, но зачем копать подробности? Впрочем, я нормально отношусь к таким вещам, для меня эти разговоры не табу. Я довольно спокойно ей обо всем рассказала.
Но опечалило меня, когда, спрашивая, есть ли у нас дети и получив отрицательный ответ, она спросила – а почему нет сейчас и планируете ли когда-нибудь? Я решила особо не разгораться, потому как тут под вопросом был мой ВНЖ, но очень хотелось спросить, какое это имеет отношение к делу и почему вообще дети у меня должны быть. Но я понимаю, что таким образом вряд ли бы завоевала ее симпатию. К сожалению, в этом смысле в словенском обществе все очень законсервировано. Официант может позволить себе «шутку» про то, что женщина платит за мужчину в ресторане (был у нас такой случай), а наш хозяин (несмотря на то, что он прекрасный человек во всем остальном) любит прикладывать к нашей паре с Игорем свои стереотипы. И еще у словенцев почему-то очень принято жаловаться на своих жен. Типа вот мужчины такие несчастные, жены их под палкой держат, хорошее дело браком не назовут, и прочая убогая ересь. Мне все время хочется спросить, что же они такие дураки женились на таких глупых и никчемных и почему не находят в себе сил не жить с человеком, которого не любят, но позволяют себе смеяться над ним перед чужими людьми… Ну да ладно, куда-то я не туда ушла в своих размышлениях ☺
Ничего, сейчас тактично верну тебя в нужное русло. Можешь как-то подытожить ваше отношение к s.p. и пояснить, для кого имеет смысл обратить внимание на эту организационно-правовую форму?
Да, конечно. s.p. – это очень удобно, если приходы на вашу компанию составляют менее 50 000 евро в год (прим. 100 тысяч, прим. - снова ура!), если вы не большая фирма с работниками, а маленький уютный бизнес, ну и расходов у вас не имеется, которые необходимо вешать на d.o.o.. Работая под s.p. проще распоряжаться своими доходами, проще продлеваться (ну, по крайней мере, не надо возиться с рабочим разрешением и какими-то там апостилями к дипломам). Ведение у бухгалтера обычно стоит дешевле (если только это не алчная контора), ну и в целом все довольно прозрачно и понятно. Кстати, работая под s.p., вы ровно так же можете становиться плательщиками НДС по ЕС (это актуально для тех, кто имеет европейских клиентов, но не путать с НДС по Словении).
А какие советы вы могли бы дать тем, кто решился на это? Лучше обратиться к какой-то компании или делать самостоятельно?
К сожалению, хотя переход на S.P. нас полностью удовлетворил и конечным решением мы полностью довольны, сам процесс был довольно нервным и не самым легким. Как и в случае с переездом, мы решили, что если заплатим приличные деньги компании полного цикла, которая занимается такими вопросами, все пройдет без лишних нервотрепок и прочей беготни. К сожалению, это не так.
Как в случае с переездом, так и в случае помощи с закрытием d.o.o. и открытием s.p. мы столкнулись с тем, что за озвученную сумму (причем, весьма приличную) нам все равно нельзя было спокойно выдохнуть и доверить весь процесс специалистам. Это, пожалуй, проблема в общем и целом непрофессионализма и неотлаженной работы в принципе. Нет четкой системы, по которой ведут клиента и подхватывают на каждом этапе. Каждый раз возникают какие-то «ой, а тут оказалось», из-за чего приходится тратить собственное время, хотя казалось бы – за услугу было уплачено в полном размере. Ну или возникают гораздо более серьезные ситуации, как, допустим, ситуации с нашей страховкой и, например, перелет под угрозой (мне бы продлили ВНЖ без проблем, если бы не затык со страховкой, об этом сказала консультант).

Поэтому это был наш последний подобный опыт. Теперь, если нам что-то потребуется, мы будем делать это самостоятельно, вооружившись грамотным и толковым переводчиком. Я уже упоминала здесь Таню Филимонову, она прекрасна. Мы пойдем к ней. В итоге это выйдет значительно дешевле, чем обращаться в какую-то компанию, а времени мы потратим ненамного больше. Ну и заодно вникнем в какие-то процессы, это полезно для мозга. Не упражняемый орган, как вы знаете, атрофируется ☺
----------------------------
Благодарю Сашу за откровенный рассказ. Надеюсь, он будет для многих полезен. Теперь вы знаете, кому есть смысл переходить в Словении на индивидуального предпринимателя, что делать и какие есть подводные камни. А с пиратами не прощаемся. Нас ждёт ещё одна история.

OneTwoTrip

Комментарии