Переезд в Словению. Опыт Эвелины Геворкян

Эвелина Геворкян, многим знакомая по своей работе на “Эхе Москвы”, а также проекту Сознательно.Ру,с историей своего переезда в Словению.

Начало истории
Когда меня спрашивают о переезде, то мне на ум приходит аналогия с тем, как разные люди входят в холодную воду. И вот здесь я поняла, что однозначно отношусь к тому типу людей, которые «с места в карьер». Я не могу иначе никак войти в холодную воду, кроме как просто сразу взять и окунуться. В то же время мне забавно наблюдать, как рядом есть люди, которые входят достаточно бодро, но постепенно-постепенно. А есть у меня, например, близкий родственник, который будет полчаса стоять и на каждом уровне медленно-медленно продвигаться. В то время, как я уже искупалась и ушла, он только-только зашел по пояс в воду. И, видимо, в случае с переездом в Словению и с эмиграцией со мной произошла такая же история.
Мы много теоретизировали о том, что нужно уезжать, что, к сожалению, для блага детей и нашего собственного блага было бы здорово жить где-то, где больше людей разделяет западные ценности и мои ценности. Наша жизнь в самом разгаре и как-никак, наверное, было бы правильнее уже нашей семье куда-нибудь переехать. Но, все это были разговоры исключительно теоретические, потому что каких-то больших капиталов, как мне казалось, необходимых для переезда, у нас не было и профессия у нас не та. Мы с мужем журналисты, не программисты. И я просто не видела никакого пути, и была абсолютно уверена, что его для нас и нет.
И совершенно спонтанно однажды я от подруги услышала вскользь, что есть какая-то страна Словения, чуть ли не последняя в Европе, куда можно достаточно бюджетно переехать, имея на руках порядка 20 тыс. евро. Я сказала, что этого не может быть, потому что просто не может быть. В какую-то Латвию стоит переехать от 200 тыс. евро. То есть я совершенно не углублялась в это. Решила, что это все неправда и забыла об этом, а потом через три дня зачем-то полезла посмотреть, что это за страна такая Словения (к своему стыду, два с половиной года назад я ничего о ней не знала). И вдруг я понимаю, что это какое-то чудо, потому что Словения находится рядом с моей любимой Италией и очень красива. И действительно, было написано, что бизнес эмиграция начинается с сумм порядка 20 тыс. евро. И мы, и семья наших друзей, с которыми мы постоянно эту тему переезда обсуждали, стали срочно думать, как же воплотить наши теоретические планы в жизнь.
Извилистая дорога к дому

И, дальше, с момента, как я услышала о существовании Словении до момента открытия здесь фирмы, прошло где-то 5 недель. То есть, мы за эти 5 недель умудрились экстренно, несмотря на проблемы на рынке недвижимости в России, продать нашу маленькую квартиру в регионе, и полученные деньги инвестировать в открытие здесь фирмы. К тому же мы это делали на пару с нашими друзьями, потому что наши мужья вместе работали. Нам казалось, что это здорово: и какие-то расходы смогли частично разделить на двоих, и вместе сможем вести здесь бизнес, и было не так страшно переезжать двумя семьями, поддерживая друг друга.
Впоследствии правда жизни и банальная народная мудрость о том, что не надо строить бизнес с друзьями, и нас догнали. С друзьями мы поругались, и, к сожалению, друзьям пришлось уехать в Россию. И мы, таким образом, не смогли здесь реализовать ту затею, ради которой сюда ехали. Поэтому сейчас на месте приходится выкручиваться и придумывать какие-то новые варианты, чем же заниматься нам в этой стране (об этом будет вторая часть рассказа Эвелины).
Знакомство со Словенией
Мы переезжали в Словению, ни разу здесь не побывав. Но мы достаточно часто бывали в разных странах Европы, поэтому приблизительно представляли, что здесь должно быть хорошо. Плюс информация в интернете, блоги, видео, фото дали представление о том, куда мы планируем двинуться. В России, ведь, каждый раз есть такое ощущение, что все вот-вот «накроется медным тазом», а в тот момент как раз был российско-украинский конфликт в самом разгаре. Поэтому ощущение надвигающегося апокалипсиса было особенно острым, и мы действовали решительно, опять же «с места в карьер», не сильно просчитывая, продумывая весь наш переезд. Мы просто делали.
Газон мечты...

Когда мы приехали и открыли здесь фирму, Словения меня поразила. Я не могла представить, что здесь будет настолько прекрасно, цивилизованно и очень чисто. Я больше ассоциировала эту страну с Италией. На самом же деле оказалось, что Италия здесь только в южной части Словении. На севере же, в Мариборе, где мы закупали технику, и в Любляне, Словения все же, как мне кажется, ближе к своим северным соседям по духу и по внешнему виду домов и улиц. Она скорее похожа на Австрию и Германию. Одним словом, мне здесь невероятно понравилось, и реальность превзошла мои ожидания.
Посредники
Было несколько недель, когда мы с выпученными глазами изучали интернет, смотрели единственный на тот момент видеоблог, где ребята рассказывали о том, как они переехали и, соответственно, напрямую предлагали выход на посредника, с которым они сотрудничали. То есть у нас был вариант поехать через этого посредника или через других посредников, которых мы впоследствии также нашли в интернете. На тот момент, изучая тему переезда в русскоязычном интернете, мы находили информацию исключительно рекламного характера. Изучив ее, мы пошли в один московский офис словенской посреднической компании, в котором  нам совершенно не понравилось, как человек отвечал на наши вопросы. Он не мог дать больше информации о жизни в Словении, чем мы уже знали, просто изучив интернет.
В итоге мы остановили свой выбор на одной девушке, которая предоставляла посреднические услуги. Нам она очень понравилась. Она брала не такие огромные деньги, как некоторые другие компании. И мы, соответственно, прилетели сюда регистрировать фирму с её помощью.
Вся регистрация заняла один день. Это было удивительно быстро. Всего за 10 минут мы получили налоговые номера, потом приехали к нотариусу (как потом оказалось зря, потому что это была лишняя процедура, и впоследствии пришлось исправлять этот момент). Через день, положив деньги на предварительно открытый банковский счет, мы занялись поисками техники для  видеопроизводства (это были наши инвестиционные вложения). Еще в течение двух-трех дней мы объехали три словенских магазина, закупив тот набор телевизионной техники, который нам был нужен. В пятницу, по-моему, через пять дней мы улетели обратно в Россию с друзьями и стали ждать рабочего разрешения.
Удивительные виды за окном скрашивают любые печали иммигрантского бытия

Дальше наша история очень даже печальна. По всем срокам мы должны были переехать в Словению до 2015 года. Как мы знаем, 1 января 2015 года вступил в силу закон, разделяющий на первый год семьи. Но нашим планам не суждено было сбыться - нам отказали в рабочем разрешении. При этом совершенно не было понятно, в чём причина отказа. В 2015 мы подали документы заново, но наша ситуация все равно «висела».
В этот период я как раз родила своего третьего ребенка, а сын пошел в первый класс, поэтому вникать во все детали словенской бюрократии у меня не было просто физически никакой возможности. Но поскольку ситуация «зависла» и «висела» целый год, у меня уже просто не оставалось выбора, кроме как взять все в свои руки. Сначала я очень долго пыталась реанимировать свою посредницу и  добиться от нее правды. Потом поняла, что это бесполезно и стала искать альтернативных людей: сама звонила и сама писала письма. Потихоньку мы вышли на вторую посредницу и финальный этап мы поручили ей. Она сделала несколько звонков чиновникам – выяснилось, в чем же проблема. «Ларчик просто открывался» – не нравился чиновнице наш договор аренды, из-за этого и был первый отказ и задержки при рассмотрении дела при повторной подаче. Мы быстро поменяли договор и вскоре получили и рабочее разрешение и карточки ВНЖ. Насколько все долго «висело» целый год, настолько же быстро (за один-два месяца) все разрешилось, и мы были готовы к переезду.
Опыт работы с посредниками привел меня к такому выводу: к сожалению, мы обращаемся к кому-то в надежде на то, что сможем положиться на кого-то более опытного, отключиться, заняться другими вопросами и всю бюрократию поручить кому-то. К сожалению, никак не получается не вникать самим. В первом случае нас подвёл непрофессионализм, стоивший нам года ожидания и дальнейших проблем с воссоединением семьи. В случае же общения с другой посредницей неожиданно начали появляться дополнительные счета, потому что мы как будто бы «друг друга неправильно поняли изначально». Речь шла о том, что хороший гонорар, исчисляющийся в тысячах евро – это всего лишь за основных заявителей, а за каждого члена семьи нужно заплатить еще много тысяч евро. И дальше эти астрономические счета, посыпавшиеся на мою голову, заставили меня проснуться, вникнуть в дело и у меня наступил момент прозрения,  я поняла, насколько здесь все это просто.
Рядом с домом много лошадок...

Все процедуры в дальнейшем, в том числе и воссоединение ребенка к себе, я уже делала сама. Также мы оформляли ВНЖ мужу и устраивали его на курсы языка, а потом оформляли трудоустройство через проверку вакансий на бирже труда – все это оказалось абсолютно не сложно. Чиновники всегда тебе объяснят, как что сделать и где, и какую бумажку подать, и как ее заполнить. Максимум, чья помощь мне до сих пор была нужна – это  помощь переводчика.
Вывод
Весь мой опыт переезда показал, что, даже заплатив тысячи евро посредникам, ты не освобождаешь себя от того, чтобы самой во все вникать, разбираться, а когда в итоге это делаешь, выясняется, что те услуги, которые тебе предлагаются, не настолько сложные и не настолько страшные, абсолютно посильные любому человеку для самостоятельной реализации. Я думаю, что имеет смысл обращаться за помощью только точечно. К примеру, нужно перевести справку – заплати 20 евро, нужно сходить к чиновникам и поговорить через переводчика – заплати 40 евро, или 90 евро – судебному переводчику. Это все будет исчисляться в десятках, ну максимум, в сотнях, но никак не в тысячах евро.
Так что мой совет тем, кто только планируем свой переезд - у вас всегда есть возможность обращаться за помощью в решении формальных вопросов точечно. Нет смысла покупать дорогие пакеты у посредников, которые в итоге не несут никакой ответственности за результат своей работы. Да и работа которых сводится к элементарным действиям.

О нашей жизни в Словении, начавшейся с красивейшей Краньской Горы (первый месяц мы жили в домашнем отеле Kakoste у друзей), читайте в следующем посте.

Aviasales.ru

Комментарии