В общем пост про то, кто на что живёт в Словении. Тема постоянно мусолится. Кто-то отмалчивается, другие - наоборот. Ну а мне по роду занятий положено считать чужие деньги и отслеживать, откуда-таки они в ту самую тумбочку попадают (я ж маркетолог😈), так что я решила консолидировать собранную информацию и оформить в пост. Поехали!
Источник №1. Пассивный или полупассивный доход с Родины
2 стандартных сценария:
- сдача в аренду недвижимости (жилой или коммерческой, не суть важно, у большинства, конечно, всё-таки жилой)
- работающий бизнес на удалённом или доверительном управлении
Плюсы - ну это хоть какой-то понятный для владельца актив, в отличие от ситуации со Словенией, где и бизнес может легко прогореть, и с недвижимостью тоже дофига вопросов, особенно, если ты собрался на ней зарабатывать, а не жить сам.
Минусы - эм, нестабильный рубль (многие два года назад сильно обломались, внезапно осознав, что бабушкина хрущёвка или небольшое индивидуальное предприятие уже не может их здесь прокормить), ну и ещё всякие проходимцы так и норовят распотрошить ваши активы, пока хозяин за тысячи километров.
Источник №2. Капитал от реализованных активов
Понятно, от продажи бизнеса, машин, дач, квартир, домов, почки.
Плюсы - вроде как в этом случае сразу осознаёшь, что деньги рано или поздно закончатся и придётся взяться за дело здесь. А лучше не ждать, пока они закончатся, а на них и строить своё новое средство заработка на хлеб насущный. Ну и опасений всяких меньше, что без вас вашу квартирку национализируют, бизнес прихватизируют, разворуют и т.д Летать в Мордор не надо, опять же.
Минусы - не до всех осознание приходит своевременно, кто-то капитал просто проедает, а потом хватается за голову и начинает отчаянно грести лапками. Что, конечно, радости жизни не добавляет.
Источник №3. Работа вне Словении
Часть семей живёт по сути на 2 страны, 2 дома. Потому что деньги приносит работа за пределами Словении. Работой может быть назван и бизнес, который нельзя оставить без постоянного надзора, участия владельца.
Плюс - наличие стабильного дохода.
Источник №4. Удалённый заработок - клиенты по всему миру
Сюда относится всё, чем можно заниматься по схеме фриланса:
- консалтинг
- креативные разработки, сфера дизайна
- IT
- онлайн-преподавание
- всякий инфобиз
Плюсы: нет привязки к месту, к маленькому и не до конца понятному словенскому рынку, нет необходимости создавать производство, серьёзно вкладываться в материальные активы.
Минусы: они скорее субъективны. Лично я считаю, что чем материальнее твой продукт, тем лучше. Он понятнее, его легче продать и в принципе всё очевиднее. Продал человеку игрушку, получил взамен деньги. Все довольны, результат налицо. Поэтому в работе я стараюсь следовать идеологии перфоманс-маркетинга, а не строить красивые воздушные замки.
Источник №5. Локальный бизнес
Уф, чего тут только не пытались или пытаются открывать соотечественники:
- СТО
- столовые
- бары
- различные производства (пельменей, яхт, наливных полов, дворников, сувениров...)
- пирожковые
- пиццерии
- пекарни
- прачечные
- школы
- спортивные секции
- бани
- агентства недвижимости (пожалуй, самая высокомаржинальная сфера)
- различные хобби-студии
- туристические фермы
- бизнес на субаренде
- отели
- туристические агентства
- магазины
- пивоварни
- аренда автомобилей
- фотостудии
- полиграфии
- детские сады
- салоны красоты
- массажные студии
- парикмахерские
и т.д.
Расчёт при этом может быть как преимущественно на русскоязычную публику, так и на словенскую или на туристов.
Плюсы: я уже писала выше, с точки зрения маркетинга, чем понятнее товар или услуга, тем проще им найти своего покупателя. Когда у тебя есть конкретный ассортимент товара или перечень услуг, гораздо проще выстраивать математику бизнеса. Ты знаешь, сколько надо продать, чтобы заработать на жизнь. Отгрузил товар/услугу - получил деньги. Опять же, как правило, в случае с локальным бизнесом речь идёт о минимальных сроках принятия решения о сделке. Продавцу в булочной не приходится месяцами дискутировать с посетителем по поводу хлеба. Да и чем понятнее товар потребителю, тем проще добиться от него внятного фидбэка и докрутить продающие качества.
Минусы: лицензии, разрешения на деятельность, помещения, оборудование, ощутимые затраты для старта. Где-то требуется специальное образование. Языковой барьер. Непонятный словенский рынок. Да и у русскоязычного рынка здесь тоже свои особенности:) Ограниченный рынок. Оборотная сторона материлизованного бизнеса - чем проще, понятнее и материальнее продукт, тем очевиднее его изъяны. Услуги продавать сложнее, но зато там можно гнать фуфло с минимумом претензий:)
Источник №6. Интернет-магазины
Почему-то многие создают магазины для словенского рынка. Не вижу в этом никакого смысла. Если делать онлайн-магазин, то уж точно не ограничиваясь при этом крошечной Словенией. Мудро поступают те, кто продаёт в Германию, например.
Плюсы: минусуется куча издержек, свойственных классическому магазину, и при этом расширяются возможности для продаж, ведь интернет-магазин "открыт" круглосуточно.
Минусы: необходимость локализации (словенцы гуглят на словенском, итальянцы - на итальянском и т.д.), большое количество неизвестных и для незнакомых с веб-аналитикой - большие проблемы с анализом данных и деланием полезных для развития дела выводов. Это всё-таки не оффлайновый магазин, где можно запросто пообщаться с посетителями или понаблюдать за поведением посетителей магазинов схожей тематики.
Источник №7. Европейский рынок
Кто-то занимается грузоперевозками, другие - поставками оборудования, третьи - строят. Это, наверное, сложнее, чем пытаться освоить один-единственный словенский рынок, но зато куда более перспективно. Главное - уметь находить партнёров. Думаю, плюсы-минусы я уже озвучила.
Источник №8. Онлайн-проекты
Онлайн-газета, блог, тематический портал, вот это всё. Штуки, монетизирующиеся чаще за счёт рекламы и партнёрских программ, реже - платного доступа к контенту, ну или по гибридной схеме (например, заработок на рекламе и на платных вебинарах).
Конечно, чтобы это вас реально кормило, надо нехило потрудиться, и не один год, и не в одиночку.
Плюсы: правильно сделанный контент-проект в правильно выбранной нише (надо посчитать, сколько посетителей вы можете собрать, на чём и сколько зарабатывать) можно вывести в плюс довольно быстро.
Минусы: такой проект требует постоянного развития, потому что конкуренты, как и поисковые системы, не дремлют. И понадобится херова куча контента.
Источник №9. Онлайн-сервисы
Ну там всякие приложения для мобильных, онлайн-словари, облачные сервисы, автоматизированные решения для бизнеса, платформы для приёма платежей онлайн.
Плюсы: в отличие от контентных проектов тут важно один раз нормально сделать классный продукт и не надо нанимать толпу редакторов для прокачки проекта в ежедневном режиме. Ну и IT-продукты - штука высокомаржинальная. У онлайн-сервисов нет ограничения по объёму оказываемых услуг (массажист больше 48 человек на получасовой массаж в сутки принять просто физически не сможет, а сервису бронирования билетов без разницы, сколько билетов заказали в сутки - 10 или 10 000), а значит нет ограничения по объёму зарабатываемых денег.
Минусы: придётся вложиться в продвижение. Не каждый такой проект выстреливает.
Источник №10. "Трудоустройство"
Эм, в качестве внешнего подрядчика. Собственно, тут почти вся Словения так работает, через свои фирмы или ИП. Суть в том, чтобы изучать вакансии и откликаться на них. Знаю и тех, кому в итоге предложили обычное трудоустройство. Так что всё возможно:)
Минусы: за один день вряд ли получится найти:)
Источник №11. Покер, Forex
Сначала думала отнести это к Источнику №4, но потом решила сделать отдельно. Хотя бы просто потому, что до переезда в Словению я вообще не была лично знакома ни с одним профессиональным игроком в покер. И вообще не подозревала о том, что этим можно более чем полноценно зарабатывать на жизнь:)
Минусы: как я поняла, режим "работы" у покеристов не самый удобный. Да и заработок в итоге не самый простой.
Источник №12. Посредники, бухгалтеры
Решила тоже отдельно вынести, ибо заточка идёт сугубо под иммиграцию. Посредничество - высокомаржинальный бизнес. А бухгалтерия - надёжный, востребованный и куда менее энерго- и нервозатратный в словенской действительности, чем на Родине.
Не зря тут в каждом подъезде по бухгалтеру. Всё-таки в стране порядка 200 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, которым надо вести бухгалтерию.
Источник №13. Мотивация
Мой любимый:) Практика показывает, что часто иметь повышенную мотивацию важнее всего. Пока кто-то ноет, что стал реже ездить отдыхать или ходить по ресторанам, другие засучивают рукава и с радостью соглашаются на самую тяжёлую работу. Потому что знают, ради чего.
И пара рекомендаций на десерт, раз уж меня и так частенько спрашивают совета на данную тему.
1. Используйте все доступные ресурсы и старайтесь не класть все яйца в одну корзину. Иммиграция - самая подходящая ситуация для того, чтобы активизировать все свои таланты, задумки, планы и мечты, реанимировать деловые связи, воспользоваться предложениями об участии в чьём-то бизнесе и т.д.
2. В туризме получится зарабатывать нормальные деньги только при условии оказания полного комплекса услуг самим (сами возите, сами кормите, сами развлекаете и т.д.). Дешёвый сегмент туристической недвижимости - это полный трэш по занятости (задолбаетесь стирать и убирать за приехавшими на пару дней бедными европейскими туристами). Если вы занимались на родине бухгалтерией, рекомендую реанимировать навык - без хлеба с маслом не останетесь. В Словении очень ценятся технические специалисты - слесари, сантехники, электрики. Местные очень расслабленные ребята, думаю, оперативность поможет с лёгкостью пробиться на рынке. Также нерасторопностью страдают риэлторы, и руками работать не надо:) А ещё здесь катастрофически не хватает мест в садиках для маленьких детей, так что частные ясли - перспективная идея для маленького семейного бизнеса. Ну и пивоварение неплохой бизнес (если считать из стоимости ингредиентов, без учёта расходов на помещение, оборудование, воду и электричество, себестоимость литра интересного пива получается в пределах 80 центов).
Как-то так;)
Комментарии
Отправить комментарий
Оставить комментарий