А кто их туда кладёт?

В общем пост про то, кто на что живёт в Словении. Тема постоянно мусолится. Кто-то отмалчивается, другие - наоборот. Ну а мне по роду занятий положено считать чужие деньги и отслеживать, откуда-таки они в ту самую тумбочку попадают (я ж маркетолог😈), так что я решила консолидировать собранную информацию и оформить в пост. Поехали!

Источник №1. Пассивный или полупассивный доход с Родины

2 стандартных сценария:

- сдача в аренду недвижимости (жилой или коммерческой, не суть важно, у большинства, конечно, всё-таки жилой)
- работающий бизнес на удалённом или доверительном управлении

Плюсы - ну это хоть какой-то понятный для владельца актив, в отличие от ситуации со Словенией, где и бизнес может легко прогореть, и с недвижимостью тоже дофига вопросов, особенно, если ты собрался на ней зарабатывать, а не жить сам.
Минусы - эм, нестабильный рубль (многие два года назад сильно обломались, внезапно осознав, что бабушкина хрущёвка или небольшое индивидуальное предприятие уже не может их здесь прокормить), ну и ещё всякие проходимцы так и норовят распотрошить ваши активы, пока хозяин за тысячи километров.

Источник №2. Капитал от реализованных активов

Понятно, от продажи бизнеса, машин, дач, квартир, домов, почки.

Плюсы - вроде как в этом случае сразу осознаёшь, что деньги рано или поздно закончатся и придётся взяться за дело здесь. А лучше не ждать, пока они закончатся, а на них и строить своё новое средство заработка на хлеб насущный. Ну и опасений всяких меньше, что без вас вашу квартирку национализируют, бизнес прихватизируют, разворуют и т.д Летать в Мордор не надо, опять же.
Минусы - не до всех осознание приходит своевременно, кто-то капитал просто проедает, а потом хватается за голову и начинает отчаянно грести лапками. Что, конечно, радости жизни не добавляет.

Источник №3. Работа вне Словении

Часть семей живёт по сути на 2 страны, 2 дома. Потому что деньги приносит работа за пределами Словении. Работой может быть назван и бизнес, который нельзя оставить без постоянного надзора, участия владельца.

Плюс - наличие стабильного дохода.
Минусы очевидны.

Источник №4. Удалённый заработок - клиенты по всему миру

Сюда относится всё, чем можно заниматься по схеме фриланса:

- консалтинг
- креативные разработки, сфера дизайна
- IT
- онлайн-преподавание
- всякий инфобиз

Плюсы: нет привязки к месту, к маленькому и не до конца понятному словенскому рынку, нет необходимости создавать производство, серьёзно вкладываться в материальные активы.
Минусы: они скорее субъективны. Лично я считаю, что чем материальнее твой продукт, тем лучше. Он понятнее, его легче продать и в принципе всё очевиднее. Продал человеку игрушку, получил взамен деньги. Все довольны, результат налицо. Поэтому в работе я стараюсь следовать идеологии перфоманс-маркетинга, а не строить красивые воздушные замки.

Источник №5. Локальный бизнес

Уф, чего тут только не пытались или пытаются открывать соотечественники:

- СТО
- столовые
- бары
- различные производства (пельменей, яхт, наливных полов, дворников, сувениров...)
- пирожковые
- пиццерии
- пекарни
- прачечные
- школы
- спортивные секции
- бани
- агентства недвижимости (пожалуй, самая высокомаржинальная сфера)
- различные хобби-студии
- туристические фермы
- бизнес на субаренде
- отели
- туристические агентства
- магазины
- пивоварни
- аренда автомобилей
- фотостудии
- полиграфии
- детские сады
- салоны красоты
- массажные студии
- парикмахерские
и т.д.

Расчёт при этом может быть как преимущественно на русскоязычную публику, так и на словенскую или на туристов.

Плюсы: я уже писала выше, с точки зрения маркетинга, чем понятнее товар или услуга, тем проще им найти своего покупателя. Когда у тебя есть конкретный ассортимент товара или перечень услуг, гораздо проще выстраивать математику бизнеса. Ты знаешь, сколько надо продать, чтобы заработать на жизнь. Отгрузил товар/услугу - получил деньги. Опять же, как правило, в случае с локальным бизнесом речь идёт о минимальных сроках принятия решения о сделке. Продавцу в булочной не приходится месяцами дискутировать с посетителем по поводу хлеба. Да и чем понятнее товар потребителю, тем проще добиться от него внятного фидбэка и докрутить продающие качества.
Минусы: лицензии, разрешения на деятельность, помещения, оборудование, ощутимые затраты для старта. Где-то требуется специальное образование. Языковой барьер. Непонятный словенский рынок. Да и у русскоязычного рынка здесь тоже свои особенности:) Ограниченный рынок. Оборотная сторона материлизованного бизнеса - чем проще, понятнее и материальнее продукт, тем очевиднее его изъяны. Услуги продавать сложнее, но зато там можно гнать фуфло с минимумом претензий:)

Источник №6. Интернет-магазины

Почему-то многие создают магазины для словенского рынка. Не вижу в этом никакого смысла. Если делать онлайн-магазин, то уж точно не ограничиваясь при этом крошечной Словенией. Мудро поступают те, кто продаёт в Германию, например.
Плюсы: минусуется куча издержек, свойственных классическому магазину, и при этом расширяются возможности для продаж, ведь интернет-магазин "открыт" круглосуточно.
Минусы: необходимость локализации (словенцы гуглят на словенском, итальянцы - на итальянском и т.д.), большое количество неизвестных и для незнакомых с веб-аналитикой - большие проблемы с анализом данных и деланием полезных для развития дела выводов. Это всё-таки не оффлайновый магазин, где можно запросто пообщаться с посетителями или понаблюдать за поведением посетителей магазинов схожей тематики.

Источник №7. Европейский рынок

Кто-то занимается грузоперевозками, другие - поставками оборудования, третьи - строят. Это, наверное,  сложнее, чем пытаться освоить один-единственный словенский рынок, но зато куда более перспективно. Главное - уметь находить партнёров. Думаю, плюсы-минусы я уже озвучила.

Источник №8. Онлайн-проекты

Онлайн-газета, блог, тематический портал, вот это всё. Штуки, монетизирующиеся чаще за счёт рекламы и партнёрских программ, реже - платного доступа к контенту, ну или по гибридной схеме (например, заработок на рекламе и на платных вебинарах).

Конечно, чтобы это вас реально кормило, надо нехило потрудиться, и не один год, и не в одиночку.

Плюсы: правильно сделанный контент-проект в правильно выбранной нише (надо посчитать, сколько посетителей вы можете собрать, на чём и сколько зарабатывать) можно вывести в плюс довольно быстро.
Минусы: такой проект требует постоянного развития, потому что конкуренты, как и поисковые системы, не дремлют. И понадобится херова куча контента.

Источник №9. Онлайн-сервисы

Ну там всякие приложения для мобильных, онлайн-словари, облачные сервисы, автоматизированные решения для бизнеса, платформы для приёма платежей онлайн.
Плюсы: в отличие от контентных проектов тут важно один раз нормально сделать классный продукт и не надо нанимать толпу редакторов для прокачки проекта в ежедневном режиме. Ну и IT-продукты - штука высокомаржинальная. У онлайн-сервисов нет ограничения по объёму оказываемых услуг (массажист больше 48 человек на получасовой массаж в сутки принять просто физически не сможет, а сервису бронирования билетов без разницы, сколько билетов заказали в сутки - 10 или 10 000), а значит нет ограничения по объёму зарабатываемых денег.
Минусы: придётся вложиться в продвижение. Не каждый такой проект выстреливает.

Источник №10. "Трудоустройство"

Эм, в качестве внешнего подрядчика. Собственно, тут почти вся Словения так работает, через свои фирмы или ИП. Суть в том, чтобы изучать вакансии и откликаться на них. Знаю и тех, кому в итоге предложили обычное трудоустройство. Так что всё возможно:)
Плюсы: стабильная работа и заработок, быстрое освоение словенского языка.
Минусы: за один день вряд ли получится найти:)

Источник №11. Покер, Forex

Сначала думала отнести это к Источнику №4, но потом решила сделать отдельно. Хотя бы просто потому, что до переезда в Словению я вообще не была лично знакома ни с одним профессиональным игроком в покер. И вообще не подозревала о том, что этим можно более чем полноценно зарабатывать на жизнь:)
Плюсы: в Словении такие доходы не облагаются налогами. А доходы, как правило, в долларах.
Минусы: как я поняла, режим "работы" у покеристов не самый удобный. Да и заработок в итоге не самый простой.

Источник №12. Посредники, бухгалтеры

Решила тоже отдельно вынести, ибо заточка идёт сугубо под иммиграцию. Посредничество - высокомаржинальный бизнес. А бухгалтерия - надёжный, востребованный и куда менее энерго- и нервозатратный в словенской действительности, чем на Родине.

Не зря тут в каждом подъезде по бухгалтеру. Всё-таки в стране порядка 200 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, которым надо вести бухгалтерию.

Источник №13. Мотивация

Мой любимый:) Практика показывает, что часто иметь повышенную мотивацию важнее всего. Пока кто-то ноет, что стал реже ездить отдыхать или ходить по ресторанам, другие засучивают рукава и с радостью соглашаются на самую тяжёлую работу. Потому что знают, ради чего.
Пожалуй, все.

И пара рекомендаций на десерт, раз уж меня и так частенько спрашивают совета на данную тему.

1. Используйте все доступные ресурсы и старайтесь не класть все яйца в одну корзину. Иммиграция - самая подходящая ситуация для того, чтобы активизировать все свои таланты, задумки, планы и мечты, реанимировать деловые связи, воспользоваться предложениями об участии в чьём-то бизнесе и т.д.

2. В туризме получится зарабатывать нормальные деньги только при условии оказания полного комплекса услуг самим (сами возите, сами кормите, сами развлекаете и т.д.). Дешёвый сегмент туристической недвижимости - это полный трэш по занятости (задолбаетесь стирать и убирать за приехавшими на пару дней бедными европейскими туристами). Если вы занимались на родине бухгалтерией, рекомендую реанимировать навык - без хлеба с маслом не останетесь. В Словении очень ценятся технические специалисты - слесари, сантехники, электрики. Местные очень расслабленные ребята, думаю, оперативность поможет с лёгкостью пробиться на рынке. Также нерасторопностью страдают риэлторы, и руками работать не надо:) А ещё здесь катастрофически не хватает мест в садиках для маленьких детей, так что частные ясли - перспективная идея для маленького семейного бизнеса. Ну и пивоварение неплохой бизнес (если считать из стоимости ингредиентов, без учёта расходов на помещение, оборудование, воду и электричество, себестоимость литра интересного пива получается в пределах 80 центов).

Как-то так;)