Найм студентов в Словении. Интервью со Светланой Лаврентьевой

Работа со студентами - актуальная для многих предпринимателей тема. На мой взгляд главное преимущество студенческой работы - отсутствие обязательств, которые работодатель несёт в случае трудоустройства сотрудников классическом образом (все эти отпускные, регресы, больничные и т.д.). Ну это я теоретизирую. А в качестве практика выступит Светлана Лаврентьева, владельца зоомагазина Зообум. Несмотря на то, что со Светой мы познакомились на Мафии, думаю, её словам можно верить:)

Света, как давно у тебя студенты работают? Сколько их?
Студенты работают где-то с 11 мая 2016. Сейчас наняли уже пятую девочку.

То есть это пять человек, с которыми ты успела уже поработать?
Да, они друг друга заменяют. Кто-то уезжает, заболевает или экзамены, я беру других ребят на замену. И получается, что с пятью студентами уже имею опыт сотрудничества.

А почему ты решила нанимать именно студентов?
Поначалу, когда мы думали, кого брать, студентов было брать выгодней.

То есть, ты сделала расчет?
Да. У нас изначально выходило выгоднее брать студента, чем основного продавца на полный рабочий день. Все равно пришлось бы кого-то брать в помощь, так как магазин работает 10 часов по будням и еще в субботу – 5  часов. То есть у меня был выбор либо взять кого-то на постоянное трудоустройство и студента, либо просто взять сразу только студентов. Я выбрала второе. Правда, недавно повысилась ставка по оплате труда студентам и материальную выгоду от найма студентов мы практически потеряли.

Понятно. Тогда расскажи как у студентов с оплатой, с графиком работы?
До нововведений я платила 4,5 евро в час. Работают они с понедельника по пятницу по 10 часов в день и в субботу – 5 часов. Но с сентября повысили студенческую ставку. Минимальная, как я помню, для продавцов-студентов теперь – 4,8 евро/час.  

Получается, у них есть установленные ставки, ниже  которых ты не можешь платить?
Да. К примеру, когда я их раньше нанимала, фиксированная минимальная ставка была  4,5евро. Сейчас, когда они у меня уже работают, мне приходит письмо из студенческого сервиса, что я обязана с первого сентября платить по другой минимальной ставке.
То есть студенческий сервис может повышать ставку? А эти 4,5 евро/час или 4,8 евро/час - это то, что ты перечисляешь сервису?
Фактически ставку повышает государство, а сервис транслирует пользователям это изменение. На сервис я плачу 4,5 евро/час и плюс налог.
За студентов?
Да. Там, по-моему, 22%. Это помимо тех 4,5 евро/час.  Студенты тоже со своих доходов в 4,5 евро/час платят налоги.

Какой-то вообще рабовладельческий строй. Расскажи про формальности. Вот ты решила нанять студентов, какие были твои действия?
Ничего не делала:) Встретила Витю (тоже, кстати, на Мафии). Мой бухгалтер написал письмо от моего имени в студенческий сервис, зарегистрировал там меня и мне просто выслали мои данные: пришло письмо с паролем и логином, по которым я захожу на сервис.

Все онлайн?
Да, все онлайн. Я захожу на сайт, вношу свои имя и пароль, пишу часы, отработанные  ребятами, ставку и они мне выставляют счет. Вот и все. Еще хочу добавить, что студент должен предоставить «напотницу» от студентского сервиса.

Ты сказала, пишешь, сколько часов они отработали. А как формально это происходит? Как подтверждается, что они отработали?
Они сами записывают, сколько они работают. Потом мы считаем, сколько отработанных часов выходит на каждого и я отправляю информацию на сервис.

То есть какого-то жесткого надзора нет?
Могут, конечно, и проверить.

А налоги? Тебе сервис выставляет счет сразу с налогом?
Да. Они все считают и выставляют счет со всеми налогами, которые я должна заплатить.

У студентов есть ограничения на количество рабочих часов?
По-моему, они не могут работать больше 8 часов в день. Еще если у них в месяц получается больше 400 евро, то они платят больше налог. Словенские студенты обычно платят 15-18%, это если сумма меньше 400 евро.  Иностранцы платят, по-моему,  40 % точно не знаю.

Прогрессивная шкала, да?
Да. Но можно разбить сумму пополам. Я плачу каждый месяц. Сервис предлагает, и я обычно соглашаюсь, разбивать сумму оплаты пополам. Там где  сумма доходит до 400 евро в месяц или ее превышает, я делю пополам. В таком случае студенты не платят повышенный налог.

То есть считается по платежам?
Да, сервис фиксирует две суммы. Система спрашивает: хочу ли я сумму разделить пополам. Я  отмечаю «да». Там все автоматически делится. И если, к примеру, оплата 450 евро, мне выставляется два счета по 225 евро. Я отправляю данные, а они мне такой же счет присылают – но на две суммы.

Какие-то проблемы есть в плане работы со студентами?
Нет. Единственное, когда новенькая приходит, я Витю прошу объяснять все. Но, в принципе, он их и обучает. И еще, когда у всех начинается экзаменационная сессия, надо искать замену, а среди студентов все заняты.

И как вы выруливаете?
Выкручиваемся, распределяя ребят в течение дня, у одних экзамены до обеда, у других - после.

В целом ты довольна сотрудничеством со студенческим сервисом?
В целом, да. Но, так как мы еще пока «в минусе», то, конечно, лучше было бы самим работать, если б с языком все в порядке было.

То есть людей ты взяла сугубо из-за языка?
Да.

А дальше планируешь сама встать за прилавок?
Да.

Понятно. Значит, по твоим словам, студенты выгоднее финансово? Регрес, больничные не надо платить?
Ничего больше платить не надо. Из-за этого и выгодней.

Ограничений никаких нет. Есть минимальный заработок студента за час, а максимального – нет?
Нет, про такое я не слышала.

Ты можешь повышать им заработок по желанию?
Да.

Расскажи про свой магазин. Думаю, нас читает немало владельцев животных. Что продаёте?
Товары для животных, корма, аксессуары для собак, кошек, кроликов, хомячков. Нет только для рептилий.


Почему? Что за дискриминация?
Как-то мы не думали о них пока. А недавно мне позвонили и спросили, есть ли у нас корм для черепах. У нас есть разные аксессуары: подстилки, игрушки. Раньше у нас не было средств от клещей. Но уже в продаже.

Как вообще возникла идея? Почему именно зоомагазин?
Когда мы сюда ехали, не знали, чем будем заниматься. Думали открыть магазин, но еще не знали точно какой. Сначала планировали спортивный магазин, потом  поняли – здесь все это уже есть. Посмотрели, что собак здесь довольно много и стали думать о зоомагазине, смотреть районы, где нет поблизости таких магазинов. В принципе Любляна маленькая и тут практически все поблизости. Решили попробовать, если не получится, то закроемся и будем просто сдавать помещение.

Оно у вас в собственности?
Да, кстати нам уже предлагали аренду перед открытием. Мы отказались.

Как можно следить за вашими спецпредложениями, обновлениями ассортимента?
Есть группа в Фейсбуке - присоединяйтесь.


Благодарю Свету за информацию. Надеюсь, работа со студенческим сервисом перестала быть для вас загадкой. Если живёте на Шишке и имеете домашних питомцев, заглядывайте в магазин. Адрес: Na Jami 20.

OneTwoTrip

Комментарии