Данный пост является продолжением истории нашего крафтового магазинчика, начало которой здесь.
Расскажу собственно о метаморфозах, которые претерпела бизнес-концепция от момента решения "что-то замутить" до подписания договора аренды конкретного помещения. И о принципиальных моментах, которые необходимо принимать в расчёт, задумывая что-то открыть в Любляне, Словении. Как обычно, сугубо субъективно и не претендуя на истину в последней инстанции))
О метаморфозах бизнес-модели
Началось всё с идеи онлайнового проекта. Просто потому, что это было знакомо и выглядело куда проще и гибче оффлайна. До принятия решения всё-таки пойти в оффлайн параллельно была проведена проработка дизайна и функционала сайта, детализирована собственно бизнес-модель, и исследован опыт подобных проектов в других странах и похожих словенских стартапов, а также проведён анализ интернет-запросов, активности на сайтах местных интернет-магазинов в нашей теме. Собственно, результаты исследования и поставили крест на идее онлайнового бизнеса, ориентированного преимущественно на местную аудиторию.
После чего базовой целевой аудиторией были выбраны туристы и начались поиски помещения. И тут у нас был выбор всего из двух вариантов:
- либо упереться рогом и искать до посинения помещение в центре, где можно организовать полноценный tap room или хотя бы окрепчевальницу;
- либо "просто" найти что-то приличное в удовлетворяющей нас локации и плясать от помещения.
Поскольку мы довольно быстро уловили принципы распределения хороших помещений в центре и перестали питать иллюзии на их счёт, был выбран второй вариант - работать с тем, что есть.
Так и появился Craft Room - магазин крафтового пива с многофункциональным помещением, являющимся одновременно и туристической достопримечательностью благодаря пивной карте, и местом для бизнес-встреч, и кафешкой для туристов, забегающих с утра на кофе, и лекционно-дегустационной, и своеобразным психотерапевтическим кабинетом для своих:)
Ответы на самые распространённые вопросы о Крафтруме
1. Как в пивном магазине оказался кофе?
- Тут всё предельно просто. Мы хотели открываться раньше остальных пивных магазинов (и не напрасно, что доказано полугодовым сроком, люди заходят за пивом и в 9 утра), но понимали, что с утра нужно иметь что предложить людям, кроме пива. Крафтовый кофе Bulava вписался сюда идеально))
2. Кто придумал пивную карту? Будет ли она иметь дальнейшее развитие?
- Я придумала (визуализацией, естественно, не я занималась). Будет.
3. Какое пиво составляет основу ассортимента?
- Словенский крафт, потому что только он интересует туристов.
4. Откуда мы берём пиво?
- Словенское преимущественно напрямую с пивоварен. Импортное - от дистрибьютеров.
5. Правда ли, что мы попробовали всё пиво, которое есть в КрафтРуме?
- Правда. И даже в разы больше, чтобы сформировать текущий ассортимент в две сотни сортов.
6. По какому принципу мы формируем пивной ассортимент?
- Что касается словенского пива, здесь три основных принципа. Первый, берём то, что нравится лично нам. Второй, продаём то, что нам лично может не нравится, но однозначно имеет поклонников (преимущественно среди словенской аудитории, потому что туристам мы рекомендуем исходя из собственного вкуса). Третий, не продаём пиво с явными техническими дефектами. Иностранное пиво выбираем по двум принципам - нравится нам или нравится нашим постоянным клиентам.
7. Что в пивном магазине для туристов делают пельмени и вареники?
- Ну это как-то само собой получилось. Естественным путём сюда переместились люди, ходившие на мои пивные ликбезы. А это русскоязычные люди. За ними - читатели данного блога и все наши знакомые-приятели. Жители окрестностей. И все, до кого в итоге дошла молва. Глупо же не удовлетворить интересы людей, которые сами к тебе пришли! Да и свои собственные, если честно:) А через некоторое время выяснилось, что словенцы вполне себе тоже едят и пельмени, и вареники, и голубцы))
Что необходимо помнить, думая открыть бизнес в Словении
Во-первых, сразу отделить для себя понятия бизнеса и самозанятости. Если у вас нет достаточного количества денег, чтобы выкупить термальный комплекс, обанкротившееся производство яхт или металлургическое производство, скорее всего вас здесь будет ждать самозанятость, хотя бы на некоторый период времени. Т.е. самим находить клиентов, самим отгружать товар, самим разгребать формальные вопросы. Можно, конечно, сразу на старте нанять продавцов в магазин, барменов в небольшую кафешку, уборщиц и администратора в мини-отель, пекаря и продавца в булочную, но лучше оглядеться по сторонам и заметить, что местные так обычно не делают. И на это есть экономические причины.
Есть, конечно, вариант с халявным, либо частично халявным, трудоустройством (об этом расскажу в одном из следующих постов), но всё необходимо просчитывать заранее в любом случае.
Во-вторых, хотя бы на коленке, но посчитать экономику предприятия и соотнести её с предполагаемой ёмкостью рынка (и той долей, на которую вы претендуете), запасами денег (1,5-2 года при ориентации на местный рынок) и расходами на раскрутку.
В-третьих, помнить, где вы это всё собираетесь мутить (Любляна 350 тыс. человек, Словения 2 млн.). Именно следствиями тесного, маленького и крайне прижимистого рынка является то, что словенцы а) валят нафиг из своей страны и категорически не понимают, чего мы сюда прёмся "из богатой России", б) зачастую ориентируют свои предприятия на внешние рынки и в) если и открывают что-то с ориентацией на местных, но с сетевыми планами. Ну и среди наших уже большинство сообразило, что к чему, поэтому ориентация идёт на туристическую сферу.
В-четвёртых, если планируете работать с местными в В2В, имейте в виду, что ваше предложение может быть сколько угодно лучше конкурентов, но без рекомендаций (а в идеале "приведения вас за ручку"), это вряд ли будет важно. Равно как и в В2С, лучше всего стартовать, опираясь на чей-то авторитет, уже заслуженный среди местных.
Пожалуй, это всё, что я планировала написать. Вопросы, уточнения, дополнения и альтернативные мнения, основанные на личном опыте, просьба оставлять в комментариях;)
Комментарии
Отправить комментарий
Оставить комментарий